Waste to Energy — это ошибка?
Автор: Фатима Абенова
Редактор: Дамир Муратов
180 миллиардов тенге планируют инвестировать в строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Казахстане. Заводы построят в шести городах: Алматы, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде, Актобе и столице. В материале разбираем систему по сжиганию отходов Waste to energy.
Что происходит с мусором в Казахстане
В соответствии с концепцией «Зеленая экономика» к 2030 году доля переработки отходов должна быть доведена до 40%, к 2050 году — до 50%. Согласно проведенным исследованиям, пригодная для переработки фракция ТБО (твердых бытовых отходов) в среднем по Республике Казахстан, в зависимости от региона, составляет порядка 46%.
При этом, к концу 2020 года доля переработанных и утилизированных твердых бытовых отходов составила лишь 15,8%. На данный момент мусор в основном размещается на мусорных полигонах, которых насчитывается 3 292 по стране, из них только 18,2% соответствуют экологическим нормам.
Глава государства поручил Министерству экологии внедрить систему Waste to energy, предусматривающую сжигание отходов с последующим получением электроэнергии и передачей в сеть. Система Waste to energy призвана помочь решить проблему с мусоропереработкой, а также привлечь в этот сектор средства частных инвесторов.
Правительство полагает, что вместе с внедрением и развитием компостирования органических отходов, а также сжиганием для получения энергии (waste to energy) уровень переработки может достигнуть порядка 90% всего объема ТБО.
Принцип работы Waste to Energy
Принцип работы мусоросжигательных заводов (МСЗ) схож с устройством угольных ТЭЦ. Однако для того, чтобы получить то же количество энергии, как от сжигания 1 тонны угля, необходимо сжечь 2 тонны бытового мусора (11:27). Из-за риска выделения диоксинов во время сжигания, температура внутри должна составлять более 850 градусов по Цельсию.
Во время сжигания отходов образуется шлак и летучая зола, которая относится к высокому классу опасности. Существует три способа фильтрации: влажная, полусухая и сухая (20:40). При этом, сжигание отходов вовсе не является их переработкой.
Аргументы против МСЗ
- Отсутствует доверие между населением и людьми, ответственными за сжигание отходов (47:34). Технологии очистки и сжигания могут быть несовершенными. Экоактивисты @stopmsz_kz агитируют против строительства МСЗ.
- Образуется токсичная зола, которую нужно обезопасить перед повторным использованием (42:17). В Швеции привезенную золу под давлением закачивают в хранилища с водой и цементом для захоронения.
- Теплосети зависят от объема мусора (39:31). Из-за нехватки сырья, Швеция вынуждена ежегодно импортировать почти 1,5 миллиона тонн мусора из других стран для поддержания работы своих заводов.
- Из-за долгосрочных инвестиций в МСЗ Казахстан не будет сосредоточен на переработке (43:05). Эксперты советуют перед МСЗ для начала наладить объемы сортировки и переработки (45:46).
- При сжигании отходов цикл повторного использования ресурсов прерывается (30:23). Поэтому, Европейская комиссия, основываясь на опыте европейских стран, рекомендует воздержаться от строительства МСЗ.
Аргументы за МСЗ
- В обществе потребления нереально перерабатывать 90–100% отходов (33:05). Полностью отказаться от сжигания нельзя. Есть виды отходов, которые невозможно переработать, их лучше сжечь, чем отправить на свалку или закопать в землю.
- Летучую золу можно перерабатывать, извлекая металл на переработку (40:50). Саму золу в Швеции используют для строительства дорог — это тот же песок и камни, в Финляндии золу используют для производства бордюров и плитки. Также зола может заменить цемент (41:32).
Waste to energy — неустойчивое развитие
Самый теплотворный ингредиент мусора при сжигании — пластиковый пакет. В составе пластика нефть и газ, которые являются невозобновляемыми источниками. Эксперт экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша говорит о том, что сжигание отходов ради энергии не соответствуют принципам устойчивого развития (31:34).
Закон об ответственности производителя
«В европейских странах уже на этапе производства упаковки начинает работать система управления отходами. Производитель изначально ответственен. Он закладывает в стоимость упаковки стоимость утилизации, и государство обязывает производителя заниматься утилизацией этой упаковки. То есть компания производит товар и уже планирует, и знает, как будет утилизировать эту упаковку или как будет принимать ее у населения»
— менеджер независимого экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь
Итоги
«Во всех странах по-разному пытались решить этот вопрос. Самые разные технологии применялись. Но самое поразительное, что в Казахстан всегда уже отсталую, брошенную технологию привозят, продвигают, и потом она оказывается бесполезной. Сейчас затеялась идея по созданию мусоросжигающих заводов. Но самое поразительное, это власти — даже министерство экологии — пропагандируют эту идею»
— казахстанский общественный деятель, эколог Мэлс Елеусизов.
Более правильным путем развития может быть отказ от неперерабатываемого мусора законодательно, создание инфраструктуры для сортировки, отказ от строительства МСЗ до налаживания объемов переработки.